Керамические сосуды-голосники, звук в храме (сборник материалов)
Голосники в древнерусском зодчестве — это глиняные горшки, вделанные в верхние части стен внутри древнерусских церквей и открывающиеся в храм своими круглыми отверстиями. Голосники, устраивавшиеся с целью усиления акустики здания, встречаются на русской почве с древнейшего времени (”София Новгородская” и другие) и перешли, вероятно, из византийской архитектуры. Особенное обилие голосников наблюдается в псковских церквях 15—16 веков, где ими подчас заняты сплошь полукруглые верхние части стен под сводами ветвей креста.
Иногда отверстия голосников образуют орнаментальную композицию. Не исключена возможность конструктивного происхождения голосников от сосудов, из которых в византийском зодчество иногда выкладывались своды — для облегчения их тяжести. Об этом свидетельствуют голосники, встречающиеся в парусах древнейших русских церквей. источник: http://www.rem-stroim.ru/?p=7149
Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.),
Наука, СПб, 1994 (стр.51-53)
ГОЛОСНИКИ
Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение этого приема в византийском зодчестве уже давно отмечено исследователями. 123) Хорошим примером может служить конструкция куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX-XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора. 124)
В русской архитектуре.такие сосуды принято называть голосниками. Исходя из названия в литературе неоднократно высказывалась мысль, что основная цель применения этих сосудов - улучшение акустических свойств сводчатых помещений. Между тем в подавляющем большинстве сосуды, использованные в кладке, не выходят отверстиями внутрь помещения и, следовательно, не могут влиять на акустику. Очевидно, сосуды применяли главным образом для облегчения веса сводов, что справедливо было отмечено некоторыми исследователями русской архитектуры уже в XIX в. 125) Впрочем, это нисколько не противоречит тому, что какая-то часть сосудов вставлялась в кладку иначе - с отверстиями, открытыми внутрь здания, т.е., очевидно, для улучшения акустики. Подобный прием хорошо известен и в византийском зодчестве, где он имел старые традиции, восходя к античности. 126) Применение "резонаторов" (сосудов, служивших для улучшения акустики) известно и в западноевропейском средневековом зодчестве. 127)
Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева - Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси. При этом употреблялись сосуды двух типов: привозные греческие амфоры и горшки местного производства, в основном специально изготовленные для строительства. В большинстве случаев в каждом памятнике были сосуды обоих типов. Сосуды местного производства имели характер высоких горшков с вытянутым прямым горлом. Они сделаны из хорошо отмученной глины, сильно обожжены. Их внутренняя поверхность, как правило, не заглажена и сохраняет следы ленточного налепа.
Использование сосудов-голосников в кладке верхних частей зданий характерно не только для Киева; оно отмечено также в памятниках Переяславля, Волыни, Чернигова, Полоцка, Смоленска и Новгорода. Традиция эта продолжалась вплоть до самого монгольского вторжения, поскольку голосники выявлены даже в памятниках, относящихся уже к началу XIII в. В этих более поздних памятниках по-прежнему встречаются сосуды обоих типов или одного из них. Например, в церквах Овруча и Трубчевска найдены сосуды местного производства, а в Благовещенской и Пятницкой церквах Чернигова - амфоры.
Следует отметить, что голосники совершенно не применялись в галицком и владимиро-суздальском зодчестве. В Суздале обломки голосников были найдены лишь в развале строительных материалов Мономахова собора, т.е. памятника, явно исполненного руками южнорусских мастеров. 128)
Особый характер имеет применение сосудов-голосников в гродненской архитектурной школе. В стенах Коложской церкви начиная с высоты около 1.5 м располагаются многочисленные сосуды, вставленные так, что их отверстия открыты внутрь помещения. 129) Сама массовость сосудов безусловно свидетельствует, что они применялись здесь не для улучшения акустики, поскольку для этой цели обычно достаточно небольшого количества сосудов, размещенных в парусах. Судя по огромному количеству обломков голосников, найденных при раскопках гродненской Нижней церкви, в ней существовала вышеописанная система расположения сосудов в стенах. Регулярное размещение сосудов в стенах, а также то обстоятельство, что стены гродненских храмов изнутри не были покрыты штукатуркой, позволяет предполагать использование в данном случае сосудов-голосников в качестве одного из элементов декоративного оформления интерьера. Впрочем, применение их в Коложской церкви в ступенях лестниц и в щеках сводиков, перекрывающих эти лестницы, свидетельствует, что сосуды имели и конструктивный смысл, как пустотелый материал, облегчающий вес конструкции. 130)
Соотношение амфор и горшков местного производства в большинстве случаев не удается определить. Иногда в памятниках обнаруживали лишь сосуды одного типа. Например, конха апсиды надвратной церкви Киево-Печерского монастыря оказалась сложенной целиком из сосудов местного производства. 131)
Рис. 43
Голосники
1 - Успенский собор Киево-Печерского монастыря; 2 - церковь Василия в Овруче; 3 - Нижняя церковь в Гродно; 4 - церковь вТрубчевске; 5,6 - собор на Протоке в Смоленске; 7 - церковь Спаса-Нередицы в Новгороде; 8 - киевский Софийский собор
Такие же сосуды, уложенные на растворе, заполняли пазухи сводов под хорами в Успенском соборе того же монастыря. 132) С другой стороны, при раскопках церкви на усадьбе Художественного института в Киеве заметно преобладали обломки амфор. 133) В Спасской церкви Переяславля были найдены только одни амфоры. 134) Выбор типа голосников, вероятно, определялся наличием или отсутствием тех или иных сосудов. Но вполне возможно, что при этом учитывали еще и то, в какой конструкции данные голосники размещались. Так, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, где в пазухах сводов и в верхней части стен применялись сосуды местного производства, в парусах были заложены амфоры. 135) При раскопках собора на Протоке в Смоленске удалось установить, что в сводах центральной части здания преобладали амфоры, тогда как сосуды местного производства использовались в основном в боковых частях. 136)
Сосуды местного производства в разных строительных центрах Руси заметно различались как по форме, так и по тесту (рис. 43). В Смоленске, например, это были горшки, имевшие коричневато-серое тесто с примесью дресвы. Наружная поверхность их обычно пятнистая, "обварная". Голосники гродненских памятников тоже исполнены в спирально-ленточной технике без заглаживания внутренней поверхности, однако тесто здесь желтое или красное, а наружная поверхность покрыта довольно густым параллельно-линейным рисунком; на плечиках порой протянута полоска волнистого орнамента. В большинстве случаев сосуды-голосники имели вытянутое горло, чаще- прямое, но иногда с профилировкой. На днищах голосников встречаются знаки. В новгородских памятниках отмечено, что часто в кладке применяли обычные горшки, а не специально изготовленные для данной цели. Поэтому венчик новгородских голосников невысокий, как у обычных горшков. 137)
Примечания
123) Choisy A. L'art de batir cher les byzantins. Paris, 1883. P. 72.
124) Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la premier region de Constantinople. Paris, 1939. P. 46.
125) В.В. Стасов отмечал, что горшки применялись как для облегчения веса сводов, так и для улучшения звука (см.: Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3. С. 126; см. также: Полянский С. Новые соображения о так называемых голосниках в древних церквах // Вести. О-ва древнерусского искусства. М., 1874-1876. № 1-12; 1876. Отд. IV. С. 87). Об этом же писала В.Е. Гезе (см.: Гезе В.Е. Заметки о некоторых киевских древностях // ЗРАО. 1901. Т.12, вып. 1-1. С.193).
126) Уже Витрувий писал о медных сосудах, улучшавших акустику (см.: Витрувий. Указ. соч. С. 100).
127) Drocoun D. L'acoustique au Moyen Age // Archeologia. 1971. N 40. P. 29.
128) Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси... Т. 1. C. 30.
129) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954. С. 98; см. также описание этих голосников в ст. "Коложская церковь" (Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 г. Гродно, 1866. С. 30-32).
130) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. С. 98.
131) Лашкарев П.А. Церковно-археологические очерки. Киев, 1898. С. 215.
132) Гезе В.Е. Указ. соч. // ЗРАО. 1901. Т. 12, вып. 1—2. С. 191.
133) Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. С. 426.
134) Каргер М.К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952—1953 гг. // СА. 1954. Т. 20. С. 16.
135) Холостенко Н.В. Памятник XI в. — собор Печерского монастыря // Строительство и архитектура (Киев). 1972. № 1. С. 32.
136) Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 322.
137) Покрышкин Н.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 27. Табл. XXIV
источник: http://www.russiancity.ru/books/b36a.htm#c5
Кувшины-голосники как элементы церковной акустики
Во-вторых, голосники используются для улучшения акустики церкви. В этом случае их горлышки оставляются открытыми внутрь помещения.
Далее приводится статья И.В. Пишенина "Голосник-резонатор - эффективный и традиционный акустический материал в культовых сооружениях", описывающая механизм действия голосников.
Сегодня при проектировании храмов остро стоит вопрос проектирования акустики. Проблема состоит в невозможности применения отделочных акустических материалов и варьирования геометрии. Зачастую выполненный даже специалистами-акустиками дорогостоящий и математически сложный расчет не приводит к корректным результатам и требует установки электроакустики, что нетрадиционно.
Возникает вопрос: а как же проектировалась акустика в древних сооружениях, которым мы удивляемся и сегодня? Скорее всего, акустические качества добивалась простыми для практического использования проектными и конструктивными решениями, не требующими особых знаний физики и математики. Осмелимся утверждать, что это было связано с голосниками-резонаторами, так как размеры и форма храмов выбиралась из архитектурных соображений, а не требований акустики. Еще в античных театрах на открытом воздухе применяли в качестве резонаторов терракотовые или бронзовые вазы, заделываемые в ступени амфитеатра. Для улучшения резонансных свойств храмов с древности используются вмурованные в стену и своды голосники, т.е. особой формы пустотелые глиняные сосуды, которые встречаются в грузинских (IV в.) и русских храмах. Очевидно, они исполняют роль резонаторов Гельмгольца и резонируют избирательно на необходимых звуковых частотах спектра певческого голоса.
Кратко рассмотрим работу таких резонаторов. При частоте колебаний воздуха, близкой к резонансной частоте резонатора, он вбирает в себя со всех направлений кинетическую энергию и накапливает ее в виде потенциальной. Энергия, собираемая резонатором, значительно больше энергии, приносимой падающей плоской волной на площадь, равную площади входного отверстия. При движении массы воздуха в горловине происходит затухание: часть энергии рассеивается из-за трения в горловине, остальная — постепенно восстанавливается вследствие излучения из горла резонатора. Восстановление происходит в течение времени, зависящего, только от внутреннего затухания резонатора, при все большем ослаблении интенсивности излучения. Так, в зависимости от затухания и селективности, резонатор является или поглощающей системой или системой местного усиления. Поглощение одиночного резонатора значительно (на резонансной частоте 150 Гц Амах=0,7 Сэбин), причем поглощение получается, главным образом, на низких частотах, чего достичь обычными материалами сложно и, что чрезвычайно важно для устранения шумовых низких частот и обеспечения "звонкости" зала храма. Заметим, что близко расположенные друг к другу резонаторы работают эффективными поглотителями (привлекается энергия с малой площади и почти вся расходуется на затухание), а излучение существенно только для одиночных или изолированных резонаторов. Пористые отделочные материалы, применяемые при акустической обработке залов, физически являются совокупностью резонаторов. При большом числе расположенных близко друг к другу в кладке стены или свода голосников-резонаторов мы получаем аналогичный акустический "материал", эффективно поглощающий в требуемом диапазоне частот.
Преимущества такого "материала":
а) используя голосники разных размеров можно достичь поглощения в очень широком диапазоне частот, в том числе низких;
б) применение является традиционным и практически не изменяет интерьер храма;
в) долговечность голосников равна долговечности основного материала стены.
Вопросы расположения, размеров голосников-резонаторов требуют дальнейшего исследования. Однако, анализируя помещения старинных храмов с учетом теории волновой акустики, можно сделать следующие замечания:
1. Голосники, работающие усилителями, следует располагать в центральной и западной частях храма: а) немного выше пяты арок: усиливаются полезные первые отражения, создается "буферный" звук между первыми отражениями от стен и запаздывающим мощным отражением от подкупольного свода (так как расчлененная поверхность арок сама по себе не дает существенного отражения); б) посредине стен: уменьшается эффект "порхающего эха" между параллельными стенами за счет рас-сеивания, увеличивается диффузность звукового поля, в первое отражение вносится небольшое запаздывание (эффект мягко нарастающего уровня звука).
2. Голосники, работающие поглотителями можно располагать в местах концен-трации аномальных осевых и касательных звуковых волн.
3. Количество типоразмеров не превышает трех-четырех при правильном расчете селективности системы. Первую резонансную частоту голосников-резонаторов желательно располагать около первой октавы.
4. Для равномерного распределения звука желательно располагать голосники сразу всем комплектом типоразмеров, расстояние между группами принимается в за-висимости от назначения (усиление, поглощение).
5. Толщина конструкции, в которую заделывается резонатор, должна превышать длину голосника, а слой, находящийся за голосником, обеспечивать надежную звукоизоляцию резонатора от уличного шума. Возможно закрытие горла поглощающего резонатора тонким слоем штукатурки, если это учтено в расчете затухания (в храме Св. Софии г. Киева в стенах заложено множество резонаторов разных размеров с узким заштукатуренным горлом).
Выводы
1. С помощью голосников-резонаторов можно выровнять частотную характеристику храмового помещения любой формы, обеспечить требуемую диффузность звукового поля без изменения формы зала.
2. Голосники-резонаторы могут быть успешно применены для поглощения звука, в том числе шума, поступающего через ограждающие конструкции.
3. Голосники-резонаторы, как системы местного усиления, создают хорошую слышимость во всех точках храма, независимо от положения источника.
4. Использование голосников-резонаторов традиционно и исключает необходимость использования электроакустики.
источник: http://www.ikliros.com/blog/kuvshiny-golosniki-kak-elementy-tserkovnoi-akustiki
Звук в храме
(Е.Юсупова, //"Вода Живая")
В церкви все немного не так, как в других местах: другой свет, запахи, иная одежда, поведение людей. Это то, что заметно с первого взгляда. Но есть и более глубоко спрятанные «странности». К их числу, например, относится акустика, которая во многом отличается от условий концертных залов.
Мы привыкли восхищаться акустикой больших соборов, под сводами которых пение хора звучит особенно объемно, таинственно… Но вот парадокс: «академические» музыканты, которым время от времени приходится играть в соборах (практика, принятая больше на Западе, но иногда встречающаяся и в России) не всегда разделяют это мнение.
Однажды знакомая скрипачка, выступавшая в католическом храме, поделилась впечатлением. По ее словам, играть было сложно: «Звуки длились слишком долго, сталкивались друг с другом, ни один не начинался из тишины». Может быть, ей просто не удалось найти правильную точку в зале (опытные музыканты знают, что каждое помещение имеет такое место, откуда играется лучше всего), но все равно условия исполнения музыки в церкви нельзя сравнивать с акустикой концертных залов — перестраиваться придется всегда.
В чем тут дело? Может, «церковная» акустика принципиально подходит только для исполнения духовных песнопений без сопровождения инструментов? Не совсем так. Ведь в католических храмах на службе часто звучит орган, а многие духовные произведения известных композиторов (например, кантаты и пассионы И. С.?Баха) написаны для достаточно большого инструментального состава. Давайте разберемся по порядку.
Реверберация или попросту эхо
Главное, что смутило мою знакомую, — долгое время звучания каждой ноты. В таких условиях звуки сливаются друг с другом и создают хаос. Однако то, что помешало скрипачке внятно исполнить произведение, на самом деле является продуманным свойством храмовой акустики.
Это свойство связано с более длительным, чем в концертных залах, временем реверберации. Под реверберацией понимается процесс постепенного уменьшения интенсивности звучания после прекращения звучания его источника. На слух она воспринимается как гулкость зала или гуляющее по помещению эхо.
Реверберация возникает в результате отражения звука от стен и измеряется временем слышимости эха после прекращения звучания. В концертных залах время реверберации, как правило, колеблется от одной до двух секунд. На стадионах она практически отсутствует, но поскольку там часто используются громкоговорители, может возникать искусственное эхо. В церкви длительность реверберации может достигать семи секунд. Именно поэтому скрипачке было сложно играть: она привыкла, что звук затухает почти сразу после того, как смычок отрывается от фструны, а он все длился и длился…
Для чего это сделано? Во?первых, такое время реверберации создает особые условия для звучания человеческого голоса. Чем дольше реверберация, тем легче петь. Эхо придает голосу «сочность», наполненность звучания, а без него певцу петь очень сложно: голос звучит механично и отрывисто.
Стены как музыкальный инструмент
Однако этим значение реверберации в храме не исчерпывается. Вспомните, как в больших соборах (особенно пустых) отдается эхом каждый шаг или случайный стук. Когда же вступает хор, его звучание начинает витать под сводами, отражаясь от купола и стен, наполняя пространство наложениями и отголосками. В концертном зале такого не услышишь: эхо там минимальное, ровно такой продолжительности, чтобы звучание не казалось слишком сухим.
Храмовое эхо придает звучанию оригинальность и особый колорит. Может быть, оно имеет и некий психологический эффект: благодаря эху создается впечатление большого воздушного пространства — микрокосма со своими звуковыми законами, отграниченного от внешнего мира и объединяющего молящихся.
Сами стены, принимая участие в формировании звучания, становятся в храме музыкальным инструментом. Интересно, что их роль не всегда сводится к отражению звука. В древности в стены церквей вмуровывали специальные голосники — особой формы пустотелые глиняные сосуды. Эти голосники играли роль резонаторов Гельмгольца, усиливая отдельные звуковые частоты спектра певческого голоса. Внешне голосники выглядят, как отверстия в верхней части храма, и часто создают особый декоративный эффект.
Традиция использования голосни-ков?резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Греции вместе с христианством. Голосники активно использовались еще в античных театрах под открытым небом, благодаря им все звуки, исходящие от сцены, были прекрасно слышны зрителям. В таких театрах число голосников иногда достигало тысячи, а располагались они под сиденьями.
Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси, они есть, например, и в Исаакиевском соборе нашего города. Голосники расположены во внутреннем куполе собора и позволяют слышать каждый звук, изданный под ним, на расстоянии 20 метров.
Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол. Благодаря своей форме он способен собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз. В некоторых храмах купол даже создает впечатление, что пение хора изливается на прихожан сверху вниз, как бы из горнего мира.
Еще у этой части храма есть способность влиять на восприятие тембра голоса. Высокий и широкий купол, как правило, усиливает низкие частоты, поэтому голоса диаконов и священников звучат особенно насыщенно.
В ногу со временем
Как же быть с исполнением светской музыки в храмах? Во многих церквях Европы созданы концертные залы с прекрасными акустическими условиями, а в России такой обычай не прижился. Правда, в Москве, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, наряду с официальными церковными мероприятиями проходят концерты духовной и светской музыки. Известен как концертная площадка и Смольный собор в Петербурге. Не стоит забывать, что, несмотря на общие закономерности «церковной акустики», каждый храм индивидуален, часто то, что невозможно исполнить в одном соборе, будет прекрасно звучать в другом.
Достижения современной науки важны не только при анализе акустики, сейчас они используются и для улучшения акустических свойств храмовых помещений. Например, в храме Христа Спасителя используется современная аппаратура. Такое же решение после длительных колебаний было принято в отношении Исаакиевского собора. Современные акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, вмонтированы в стены собора и почти не заметны на взгляд. Зато акустика собора стала еще лучше.
источник: http://aquaviva.ru/journal/?jid=2302
Назад к списку