- Фонографические исследования круговой керамики (сборник материалов)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Фонографические исследования круговой керамики (сборник материалов)

 

СЕКРЕТЫ ОЗВУЧЕННОЙ КЕРАМИКИ
Рустам Сингатулин

(Український Керамологічний Журнал • 1 (7) • 2003)
(Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области)

  Со времени изобретения фонографа в 1877 году Томасом Альва Эдисоном, идея извлечения (расшифровки) информации, заключённой на поверхности древних гончарных изделий, по аналогии с записью речи и музыки на валиках фонографов и грампластинках, неустанно будоражила умы многочисленных исследователей и писателей-фантастов. В конце XIX века в немецкой прессе появилась небольшая статья о работах инженера Эмиля Берлинера в области «древней звукозаписи»(?!). Что подразумевалось под этим, сказать сложно, однако, спустя какое-то время, на прилавках некоторых европейских салонов стали предлагаться валики фонографов в форме расписанных ваз и диски с записью в форме тарелки для граммофонов. Спустя почти 50 лет работами в области поиска манускриптов и «случайных записей» фонограмм речи на древних керамических изделиях заинтересовались немецкие спецслужбы и искусствоведческие институты фашистской Германии. Результаты этих исследований, как и тайна «Янтарной комнаты», остались неизвестными. Во второй половине XX века идею о «древних голосах», заключённых на поверхности древних гончарных изделий, высказывает писатель-фантаст Иван Ефремов. Однако реальные работы по извлечению и расшифровке звуковой информации с поверхности керамики востребованы лишь сравнительно недавно, в конце XX века, благодаря впечатляющим успехам вычислительной техники и развитию промышленных прецизионных технологий.
 

  В 1962 г. известный специалист по керамике Александр Бобринский в своей диссертации уже указывал на возможность применения математического анализа при изучении динамических «пальповых линий и других следов (в т.ч. и акустических)» [2, с.7]. К этому периоду времени относятся описания экспериментов инженера Ричарда Вудбриджа, опубликованные в 1969 г. в журнале «Proceedings of the IEEE», «о работах по поиску методов воспроизведения звуков, случайно «записанных» в прошлом» [11, р. 1465]. Несколько ранее (1965) об этой возможности написал Дэвид Джоунс, который впервые ввёл термин архео-фонография [9, с. 33-34]. Оба автора предполагали, что в древние времена, задолго до изобретения технологии звукозаписи, разнообразные звуки могли быть непреднамеренно зафиксированы на бытовых предметах, окружающих человека. Например, на керамических изделиях гончаров или на холстах картин художников. Идея же Вудбриджа и Джоунса состояла в том, что современные исследователи, вооруженные техникой и правильной методикой поиска, могли бы отыскивать такие фрагменты речи и вновь их воспроизводить. И хотя произведённые эксперименты Вудбриджа, как будто, подтвердили принципиальную возможность успешных «аудиораскопок», тем не менее не известно, чтобы кто-то из данных исследователей получил положительный результат на реальных исторических раритетах.


  В начале 1990-х годов аналогичные опыты проводили шведы — акустик Мендель Кляйнер и археолог Пауль Астром, уже продемонстрировавшие возможность извлечения звуков из старинных ваз [10, с.66-72]. Но, увы, несмотря на определенные успехи, в целом предмет исследования был сочтен специалистами чересчур экзотическим и какого-либо существенного развития так и не получил. По мнению некоторых экспертов, метод поиска фонограмм речи не перспективен по причине слишком низкой вероятности наличия такого сигнала на поверхности керамики (?!). Однако никаких аргументов, кроме устного высказывания, на сей счёт не приводилось. Это не остановило других исследователей «опробовать» свои силы в поисках звуков прошлого. В 1996 году в газете «Живой звук» была опубликована противоречивая статья П.Вилли, посвященная совместным исследова¬ниям лаборатории военных акустических технологий имени Бонч-Бруевича (г.Северодвинск), кафедры лингвистики Санкт-Петербургского университета и международной звукозаписывающей корпорации ВМС по «расшифровке» фонограмм, полученных от гончарных изделий начала XIX века [«Голос Пушкина»// http:: www». zhurnal. ru/ wiilly / music / pushkin. html]. Что было в действительности, сейчас сказать сложно, по крайней мере, ожидаемого компакт-диска «pushkin Spoken Words» с фонограммами речи XIX в. так никто и не увидел.


  К концу 2000 года экспериментальными проверками и поиском «акустических» артефактов занимались уже несколько групп из Украины (В.Зощенко, Институт археологии НАН Украины, Институт кибернетики имени Глушкова НАН Украины), Российской Федерации (А.В.Балановский, Р.А.Сингатулин, П.К.Плотников, А.П.Рамзаев и др. Саратовский государственный технический университет совместно с Саратовским государственным университетом), Германии, США, Израиля и ряда других стран. Своеобразным итогом проведённых исследований стала статья «Рождение палеофонографии» археолога Л.Л.Галкина, в журнале «Техника молодёжи» (2000. - №12). К слову будет сказано, Лев Леонидович ещё в 1998 году высказывал в печати идеи о возможности получения голосов людей с поверхности древних гончарных сосудов. В статье 2000 года автор, развивая перспективу дальнейших исследований, предложил более приемлемый термин для новой исторической дисциплины — палеофонографи; (в отличии от археофонографии Д.Джоунса, «акустической археологии» Р.Вудбриджа и археоакустики Х.Хампа).


  Но, к сожалению, секреты озвученной керамики, как и сама палеофонография и её методы, практически неизвестны большинству исследователей. Отсутствие полновесной информации породило несколько упрощённое «понимание» возможностей палеофонографии. Это естественно, так как при возникновении новых научных направлений всегда возникает желание исследователей связать их с предшествующими разработками для их быстрого восприятия и внедрения. Поэтому первыми востребованными исследователями стали специалисты технических наук (Д.Джоунс, Р.Вудбридж, М.Кляйнер и др.), которые смоделировали процессы физической записи акустической информации на гончарном изделии по аналогии с известными звукозаписывающими устройствами, но на уровне современных представлений о ментальности древнего гончара. Однако широкомасштабные поиски звуковых фрагментов до сих пор не производились, ввиду чрезвычайно «малой вероятности наличия такого зафиксированного акустического сигнала на поверхности гончарного изделия» [10, с.66-72]?! Но, кто знает, насколько были молчаливы древние гончары? И есть ли смысл вообще искать голоса мастеров древности, если и современные гончары достаточно
немногословны? В таком случае возникает резонный вопрос — можно ли найти ещё что-то, кроме звуков человеческой речи?

Рис.1 Схема «чёрного ящика»:

х — входной сигнал;

y — выходной сигнал;

z — шум;

t — время 
 

     В этом контексте поиск акустической, а точнее вибро-акустической информации, с помощью современных технологий на древних гончарных изделиях может быть сравним с исследованиями «чёрного ящика», применяемого в кибернетике для изучения функциональных свойств систем регулирования. Под этим термином условно понимается любой объект, функциональные свойства которого неизвестны или известны недостаточно. Для изучения функциональных свойств такого «чёрного ящика» (рис.1), который имеет ряд входов (x1, x2 x3) и ряд выходов (y1 y2, y3), производится следующее. На его вход подаётся воздействие, характер которого известен. Под влиянием входного воздействия на выходе исследуемого объекта возникают ответные сигналы. Сопоставление входных сигналов с выходными позволяет оценить функциональное состояние изучаемой системы. Если характер входных и выходных сигналов идентичен, то можно говорить об идеальной адаптации системы. Однако на практике, и особенно при исследовании сложных биомеханических систем (а в данном случае — это комплекс системы человек — гончарный круг), сигналы, передаваемые через «чёрный ящик», искажаются. По степени искажения сигнала в процессе прохождения его через «чёрный ящик» можно судить о функциональном состоянии изучаемой системы или комплекса систем. Кроме того, на характер передачи сигналов по системам «чёрного ящика» большое влияние оказывают побочные воздействия, которые в технической кибернетике называются шумом. На рис.1 этому соответствует входное значение — z. Чем значительнее шум, тем больше энтропия, тем менее эффективно будет исследование функционального состояния изучаемого объекта.


Здесь важно отметить адитивность как одно из основных свойств информации и энтропии, т.е. независимость сложения или наложения сигналов и шумов от различных источников [3, с.34-56]. В этом случае реальное количество информации, заключённой в гончарной керамике, будет зависеть, прежде всего, от получателя, от его способности к восприятию и интерпретации полученных виброакустических данных, которые могут быть подчас полярными.
 

  И всё-таки, чего можно ожидать от новых археологических технологий?
  Если сопоставить различные мнения о возможностях новых виброакустических технологий при исследовании массового керамического материала, то на первый план обычно ставится возможность получения фонограммы осмысленной речи гончара. Образцы таких редких фонограмм уже имеются у исследователей, но расшифровка их содержания пока не ясна, т.к. понимание речевого сообщения возможно или при «догадке» о его структуре [6, с.7-22], или при мощном кибернетическом анализе на основе предварительно созданных моделей.


  Помимо речевой компоненты, в фонограммах, полученных от гончарных изделий, могут быть обнаружены сигналы дыхания и пульсации от сердечной деятельности гончара [1, с.35-36]. Так, по данным саратовских исследователей, запись сердцебиения и дыхания фиксируется в 70-85% случаев (золотоордынская посуда XIII-XIV вв.). На основании расшифровки полученных данных, в виде сфигмограмм и тахограмм, и опираясь на современные медицинские методики, можно провести анализ состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем [4, с.3-25]. Возможно определение параметрических характеристик роста, веса, отдельных частей тела, пола, возраста гончара и др., а также осуществление селективного поиска среди других фрагментов керамики и идентификации работ гончара по физиологическим данным. Таким образом, керамические изделия, изготовленные на гончарном круге, могут выступать в качестве палеоантропологического материала.


  Важной компонентой, которая поддаётся обнаружению и идентификации на гончарных изделиях при палеофонографических исследованиях, является так называемый резонансный отклик, по которому возможно определение не только динамических характеристик, но и конструктивных особенностей элементов гончарного станка. Например, компьютерная обработка извлечённых звуковых фрагментов, полученных с поверхности средневековых керамических изделий [8, с.188], позволила выделить импульсно повторяющийся, затухающий звук, связанный с ударом ноги, резонансом биомеханической системы человек — станок и движением маховика по инерции (выбег). В данном случае можно достаточно верно интерпретировать наблюдаемое явление, благодаря хорошо изученному и описанному материалу в области гиротехники [5; 7, с.80-85]. Исследования горизонтальных касательных треков другого рода позволили выявить виброакустические сигналы внешнего привода гончарного станка с характеристиками машинных систем [8, с.187] и возможного привода от водяной мельницы.


  Иногда разгадка секретов озвученной керамики может привести к неожиданному результату. Так, например, изучение группы гончарных изделий, изготовленных на ножном круге [8, с.188-189], позволило выявить интересную зависимость, связанную с подстройкой ударов ног по маховику в целой серии исследуемых образцов

       Рис.2.Следы механической записи на поверхности керамики: фрагмент венчика кувшина,изготовленного на гончарном круге. Заводской район Саратова. Увекское городище .Золотоордынская культура. II пол. XIV в. Фонды Энгельского краеведческого музея Саратовской области. Авторы исследований — Р.А.Сингатулин, Ю.А.Царёва. Рисунок Р.А.Сингатулина 
 

 

 

    Рис.3.Анализ записей сердечно-сосудистой системы гончара: корчага, изготовленная на ножном гончарном круге. Саратов. Алексеевское городище. Древнерусская культура. 11 пол. XIII- нач. XIV в. Раскопки А.И.Юдина 1988 г. Фонды Государственного управления культуры Саратовской области. Исследования А.И.Юдина, Р.А.Сингатулина, Ю.А.Царёва. Рисунок Р.А.Сингатулина 
 

  Путём многократной фильтрации (с помощью Фурье-преобразования) в данной группе был выделен слабый периодический сигнал, который характеризовался ударной фазой и мог интерпретироваться как ритмичный сигнал деревянной палкой. Этот ритмичный сигнал, возможно, служил для синхронизации движений ног группы гончаров. Подобным образом удобно или более оптимально обрабатывать какую-то стандартную форму (с использованием шаблонов или без них) с одинаковым составом теста, вязкости и т.п. (серийная порция), с одинаковой скоростью вращения. Таким приёмом нередко пользуются гребцы для синхронизации движений вёсел на судах, а также участники различных процессий, ритуалов и танцев. Т.е. в данном случае, предположительно, можно говорить о групповой обработке какой-то стандартной серии глиняной посуды по специальной технологической программе, что является признаком организованного серийного производства.
 

  Интересным результатом виброакустических исследований может стать информация о процессах, которые происходили в тех помещениях, где располагался гончарный круг. Характерной особенностью современных и древних помещений является то, что вибрация в производственных помещениях, как правило, создаваемая однотипным оборудованием, всегда передаётся через пол на ноги работающих, независимо от типа покрытия (грунт, саман, деревянные перекрытия, камень и т.д.). Поэтому использование в производственном помещении однотипного гончарного оборудования (с внешним приводом) приводит к тому, что вследствие разброса скоростей вращения маховиков гончарных систем возникают биения, которые приводят к возбуждению в спектре колебаний пола низкочастотных составляющих. Появление биений, особенно при обработке разного класса изделий (кувшины, тарелки, корчаги и т.п.), также приводит к тому, что вибрационный параметр покрытия пола меняется от изделия к изделию, вследствие изменения геометрических и весовых характеристик вращающихся масс. Опираясь на современные программные средства, использующиеся в экспортно-технических службах правоохранительных органов, можно смоделировать трёхмерное звуковое пространство. В реальном времени моделируется эффект Доплера (смещение частоты звука движущегося источника) и изменение амплитудно-частотной характеристики при изменении направления на источники звука на основании вибро-акустической информации с разных носителей (фрагментов гончарных изделий), изготовленных в конкретном месте. Это позволяет расставлять источники звука в пространстве на определённом расстоянии друг от друга, определять характеристики помещения (его объём, материал стен и др.). Производится реальное моделирование в форме графического материала, плана обстановки помещений (мастерских) средневекового периода (см. рис.4).

Рис.4.План компьютерной реконструкции гончарных мастерских XIII-XIV вв. на основе виброакустических данных с фрагментов керамики. VI, V2 — типы гончарных мастерских. Заводской район Саратова. Увекское городище. Золотоордынская культура. II пол. XIII- нач. XIV в. Фонды Саратовского краеведческого областного музея, Энгельского краеведческого музея, Лаборатории керамики Научно-производственного центра по историко-культурному наследию Саратовской области, частные коллекции. Исследования АЛ.Рамзаева, А.В.Царёва, Р.А.Сингатулина, Д.В.Черепанова. Рисунок Р.А.Сингатулина 
 

  Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирается на опыт прошлых поколений, но и вырабатывает свой собственный почерк, стиль. В этом смысле каждое гончарное изделие как бы хранит тепло его рук. Хороший мастер знает и тонко чувствует материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. А так как поверхность изделия формируется с помощью механической обработки руками гончара, то, по сути, на поверхности и в структуре материала остаётся его почерк, который можно выявить, изучить, озвучить, получить «мелодию движений» его рук. Такая реализация с помощью новых методов и средств позволяет исследовать тонкие глубинные структуры материала и на основе его «расшифровки» выявлять индивидуальные особенности работы гончара, секреты его мастерства. Проведение подобных исследований достаточно актуально, особенно если это связанно с проведением искусствоведческих экспертиз, причём как для древних, так и для современных гончарных работ.
 

  Затронув проблему обнаружения речевых фрагментов в древних гончарных изделиях, нельзя не обратить внимания на теоретическую возможность обнаружения и расшифровку «внутренней речи» или речи «про себя». Человеческая речь в достаточной степени поддерживается мимикой лица, движением тела, рук или верней — артикулирующими мышцами. Если думать «про себя», то на артикулирующие мышцы тоже поступают слабые сигналы возбуждения, аналогичные речевым, происходят изменения ритма дыхания, пульса, фиксируются микроперемещения конечностей. На этой способности человеческого организма основана работа современного полиграфа или «детектора лжи». В тоже время, прослушивание «внутренней речи» с помощью современных средств хотя и возможно, но ещё достаточно далеко от идеала. Однако это вопрос времени и можно не сомневаться, что и этот рубеж будет преодолен.
 

  Перспективы применения виброакустических исследований очевидны. Постоянно растущие вычислительные возможности электронных систем, в сочетании с новыми промышленными технологиями, при использовании синтеза научных знаний гуманитарных и естественных наук позволяют по-новому взглянуть на информационные возможности гончарных изделий.


  Можно надеяться, что дальнейшее развитие метода виброакустических или палеофонографических исследований, связанных с новыми информационными возможностями самого массового археологического материала — керамики, позволят решать те задачи, которые были ранее недоступны.

1. Балановский А.В., Сингатулин Р.А., Царёва Ю.А. О применении новых информационных технологий при анализе вибро-акустической информации с керамической посуды // Сучасні проблеми археології Збірник наукових праць. — К.: Інститут археології НАН України, 2002. — С.35-36.
2. Бобринский А.А. Гончарные круги Восточной Европы IX-XII вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М.: АН СССР, 1962. — 19 с.
3. Винер Н. Кибернетика. — М.: Мир, 1968. — 186 с.
4. Кацова Г.Б. Морфотипическая, соматометрическая и функциональная характеристика детей и подростков 6-15 лет в популяции: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Оренбург, 1991. — 26 с.
5. Кожешник Я. Динамика машин. -— М.: Машгиз, 1961. — 424 с.
6. Колосов В. В. Историческая фонетика русского языка. — М.: ВШ, 1980. — 216с.
7. Пельпор Д.С. Гироскопические системы. Элементы гироскопических приборов. — М.: ВШ.1988. —364с.
8. Сингатулин Р.А. Палеофонографические исследования гончарной керамики с Увекского городища // Материалы Вторых Халиковских чтений. Проблемы древней и средневековой истории Среднего Поволжья. — Казань: Институт истории АН РТ, 2002. —216с.
9. David E.H. Jones. The inventions of Daedalus. — Oxford and San Francisco: W.H.Freeman and Company, 1982. - 96 c.
10. Kleiner Mendel, Astrom Paul. The Brittle Sound of Ceramics - Can Vases Speak? // Archaeology and Natural Science. — Goteborg: Scandinavian Archaeometry Center, Jonsered, 1993. — Vol.1.
11. Woodbridge Richard G. Acoustic Recordings from Antiquity// Proceedings of the IEEE. — 1969. — Vol.57. —№8. — P.1465-1466.

источник: http://clubceramics.ucoz.ru/forum/31-80-1

 

 

 

РЕСТАВРИРОВАН ГОЛОС ПУШКИНА

ЕГО НЕИЗДАННЫЕ СТИХИ ВЫХОДЯТ НА КОМПАКТ-ДИСКЕ В ИСПОЛНЕНИИ АВТОРА

Еще лет десять-пятнадцать назад подобное событие можно было поместить в рубрику "курьезы", отнести к разряду розыгрышей или научной фантастики. Однако сегодня, когда изображения братьев Люмьер распространяются на лазерных дисках, а собрание сочинений Гомера имеет возможность прочитать каждый студент, специалисты обсуждают лишь технологические и финансовые аспекты нового проекта.

Засекреченная до 1993 года лаборатория военных акустических технологий им. Бонч-Бруевича (г.Северодвинск), в течение последних восьмидесяти лет работавшая над приборами анализа звука подводных лодок и субмарин, в рамках семилетней программы конверсии проделала уникальную работу в сотрудничестве с кафедрой русской лингвистики Санкт-Петербургского университета и международной звукозаписывающей корпорацией BMG (по данным некоторых экспертов вложившей 84% безвозвратных депозитных акций в бельгийских франках).

К успеху кропотливого исследовательского труда привел старый принцип: "все новое - хорошо забытое старое". Опытные специалисты ЛВАТ им. Бонч-Бруевича еще на заре перестройки задумались над невостребованным потенциалом старых технологий патефонной звукозаписи, отработанных еще основателями фонографической индустрии гг. Пате и Маркони. В результате тщательных исследований ученые пришли к выводу о потенциальной возможности "расшифровать" когда-то звучавшие голоса, шумы и мелодии, воспользовавшись особенностями строения некоторых, так называемых аморфных материалов и веществ.

В основу конкретной разработки был положен многолетний труд известного санкт-петербургского филолога и пушкиниста Бориса Георгиевича Канчели, котрый посвятил свою докторскую диссертацию временам ссылки Пушкина в Михайловское, где были написаны многие классические произведения поэта. Как известно, поэт любил ходить на ярмарку в соседнее село, где изучал народные нравы, традиции и фольклор. Борису Канчели удалось установить, что на ярмарке у Пушкина появился постоянный слушатель, старый гончар Лазарь Филонов. Пушкин любил захаживать к гончару в мастерскую, говорить с ним о жить-бытье, не брезгуя и чаркой-другой вина в компании простолюдина. Конечно, великий поэт не упускал возможности "проверить" на простом ремесленнике еще сырые, необработанные плоды своего поэтического вдохновения. Чаще всего гончарь Лазарь вовсе не прекращал работы, слушая поэта во время изготовления горшков (многие из которых он тут же на ярмарке и продавал). Но ведь вращающийся гончарный круг с сырым, необработаным горшком полностью воспроизводил принцип работы первых, допотопных фонографов, когда предприимчивые западные исследователи использовали возможность аморфных, еще невысохших материалов (так называемых акустических агентов), таких как воск (в последствии шеллак и винил). В данном случае в качестве такого агента - носителя звуковой информации выступала глина. Отечественным исследователям в результате раскопок в районе села Михайловское удалось восстановить некоторые горшки, изготовленные Лазарем Филоновым в присутствии опального поэта. Мало того, путем серьезной компьютерной и лазерной обработки в течение пяти лет военно-акустическая лаборатория восстановила основные параметры голоса поэта и большие отрывки стихотворений, которые он произносил во время работы гончарного круга!

В основном это наброски драматических произведений, а также гражданственная лирика, посвященная настроениям, сопровождавшим восстание декабристов 1824 года. В частности, восстановлены некоторые совсем еще необработанные и не попавшие даже в рукопись варианты знаменитой, десятой главы "Евгения Онегина", впоследствии уничтоженной Пушкиным. Восстановленный, "гончарный" вариант десятой главы даже не записывался Пушкиным на бумагу, поскольку в нем упоминались имена многих известных людей, которые могли попасть в немилость в случае, если бы рукописи попали к Бенкендорфу.

Представители акустической лаборатории им. Бонч-Бруевича давали интервью нашему корреспонденту, попросив выключить диктофон и не называть имен. Ввиду серьезности открытия, они хотели бы все подробности держать в тайне, поскольку последствия данного события могут быть просто непредсказуемы. Единственное, что еще удалось узнать нашему корреспонденту, было название предполагаемого компакт-диска, который, видимо, станет доступен для коммерческого производства в начале 1997 года - диск будет называться "Pushkin Spoken Words" и будет выпускаться совместным германско-российским предприятием, которое изобретатели решили назвать в честь легендарного гончара "Lazar Incorporated".

Опубликовано в газете "Живой звук" в 1996 году

Семен ГРУЗИЛЛО

источник: http://www.zhurnal.ru/willy/music/pushkin.html


Назад к списку