- Семикаракорская керамика (сборник статей)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Семикаракорская керамика (сборник статей)

 

СЕМИКАРАКОРСКИЙ ФАЯНС

Евстифеева Т.С. ( КББЖ "Донской временник" )

Все краски края, цвет донской земли впитал семикаракорский фаянс. Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров [1]. Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева [2].

В отличии от других многочисленных мастерских "горшечников", прекративших свое существование на рубеже XIX — XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион Рыльщиков тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.

Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширнее ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.

Поиск начали с более простои технологии - с майолики. Все изделия сплошь покрывались плотными глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми. Часто майоликовые изделия украшались рельефами различной сюжетной тематики.

Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила Алдошина, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр Казанков, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.

Затем на предприятие пришли и другие художники - Наталья и Валентин Ткач, Александр и Инна Павловы, Константин и Елена Кехаиди, Александр Стуков, Александр Шапоткин. Все они были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Создавали образцы для массового тиражирования также Надежда Верченко и Иван Масличенко, Валентина Резванова и Василий Тимченко.

Поиски стиля, который бы отличил изделия цеха от продукции других фаянсовых производств, навели художников на мысль расписывать изделия ангобами, т.е. цветными жидкими глинами. Па комбинате был организован участок ангобной росписи, руководителем и вдохновителем которого был В. Ткач. Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшемся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Если ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней акварельности, то солевая роспись была недостаточно яркой, мало выразительной. Еще десять-пятнадцать лет назад одновременно выпускались майолика и фаянс с различными приемами декорировки, господствовало разностилье форм, приемов росписи и красок.

В то время художникам активно помогал Научно-исследовательский институт художественной промышленности министерства местной промышленности РСФСР. Так, в июне 1983 года на комбинате был проведен творческий семинар, посвященный улучшению художественно-стилевой направленности продукции. Решено было перейти на подглазурные краски, за основу принять букетно-растительный орнамент с мелким цветком и со всевозможными пестрениями, в красочной гамме придерживаться топов: зеленоватых и розовато-охристых.

Пленерные зарисовки трав и цветов донских степей дали художникам благодатный материал для творческих поисков и находок. Зарисовки, как правило, проходили летом. А степь с выжженной солнцем травой, летом дает приглушенный колорит зеленовато-коричневой охристой гаммы. От летних зарисовок появился первоначальный вариант семикаракорского письма - "знойное лето". Некоторое время ряд изделий выходил с подобным колористическим решением.

Но недолго работали художники в данном направлении. Со временем за основу колористического решения было определено все цветовое богатство донского букета. На изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий теневой мазок. Таким образом, сформировалась полихромия семикаракорского букета, сформировалась и его манера росписи.

Напряженный многолетний творческий поиск коллектива художников-единомышленников предшествовал появлению своего письма, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке (цветах); цветок фантазийный часто Дополняется сеткой, арабеской и другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные и коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы. Применяется Живописный теневой мазок, отличающийся акварельностыо цветового звучания.

О большом творческом потенциале коллектива художников говорят работы уникального участка, где создаются произведения с пейзажной росписью, дополненные пластикой.

Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы. Образцы для тиражирования создает творческая группа промысла — художники-керамисты: главный художник промысла, член Союза художников России Л. Алдошина, член Союза художников России С. Мартеньянова, художники О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н. Рогачая, Н. Верченко. Интересные работы создает и молодое поколение: В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньяиов. Цех невелик, на предприятии работает 250 человек, из них 80 "живописцев", так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 году цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.

Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.

Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.

Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных народных художественных промыслах России.

Литература

Номикосов С. Статистические описания Области Войска Донского. — Новочеркасск, 1884. — С.544; ГАРО. Ф 353, оп.1, д.158, л. 159; он. б, д.10, л. 263; ф 301, оп.1, д.174, л.825; ф.301, он. 17, д.254, л.12.

ГАРО: Ф. 218, он. 6, д.10, л.263.

Семикаракорский фаянс: Каталог // Авт.-сост. Т. Евстифеева. — Ростов н/Д: Юг, [1994]. — [16]c.; ил. — (Худож. промысел России).

Мусина P. P. Пути формирования стилевой направленности искусства промыслов художественной керамики // Проблемы развития промыслов художественной керамики: Сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. — М., 1987. — С. 24-25.

Ионова Л. Не боги горшки обжигают, а женщины // Наше время. — 1996. — 3 сент.

Евстифеева Т. В этом фаянсе казачий дух// Веч. Ростов.- 1995.-23 янв. З. Кулинич Т. "А иначе зачем на земле этой вечной живу": [О гончаре П. Кунаховцс] // За изобилие (г. Семикаракорск). — 1993. — 14 авг.

Евстифеева Т. Этот донской фаянс "Аксинья" // Веч. Ростов. —- 1992.-20 июля

Новый промысел России: /Подборка статей Т.Евстифеевой и Т. Кулинич] // За изобилие. - 1992. — 18 июня.

Евстифеева Т. Образ вазы: [О мастере С. Мартенъяновой] // За изобилие. — 1992. — 18 апр.

Евстифеева Т. Свой почерк: [О гл. худ. промысла Л. Алдошиной] // За изобилие. — 1990. — 16 янв.

Евстифеева Т. Визитная карточка города // За изобилие. — 1990. — 9 янв.

Якимчук Н. Донской фаянс // Сов. декоратив. искусство. — 1987. — № 9. — С.140-147

источник: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=359

 

ПРЕДКИ СЕМИКАРАКОРСКОГО ФАЯНСА

К 340-ЛЕТИЮ СЕМИКАРАКОРСКА И 55-ЛЕТИЮ С. Ф. ТОКАРЕНКО

Кулинич Т. И. , Токаренко С. Ф. ( КББЖ "Донской временник" )

Сергей Фёдорович ТокаренкоВесной 2008 года у левого берега Дона работал земснаряд. В народе это место отдыха называют Поповой косой (здесь любил проводить время писатель Борис Куликов). Сергей Фёдорович Токаренко, главный технолог керамического производства на предприятии «Аксинья», инстинктивно стал копаться в намытом песке и… обнаружил керамические черепки и изразцы, всего около двадцати фрагментов, схожие по цвету, характеру глиняного теста и обжига!

Дальнейшие поиски показали: находки принесены на косу с правого берега. Примерно в полутора километрах к югу от Старой Станицы (в устье Низенького Дона) из высокого песчаного дугообразного обрыва на протяжении 200–250 метров, – там, где песчаный горизонт образует возвышенность, – выходят на поверхность многочисленные фрагменты старой керамической посуды. Следовательно, сделал вывод Сергей Фёдорович, поселение располагалось на возвышенности.

В срезе обрыва обнаружены слой пепла и золы. Что это, древний очаг? Тут же, в большом количестве, – кости животных и рыб, некоторые с надпилами и надрезами, то есть со следами обработки человеком. Есть и предметы из кремния. «Казачий» период представлен крупными и мелкими фрагментами белоглиняных гончарных изделий: горшки, кувшины, тарелки, печные изразцы.

У И. М. Сулина в «Кратком описании станиц Области войска Донского» говорится: «Вода согнала станицу отсюда, и она переместилась далее по правой же стороне, в луг, в Попову грядину, а потом перешла на север, в Бугры...» Значит, Попова коса дала название и правобережному поселению напротив. Н. Г. Фрадкина пишет: станица находилось в урочище Большая Лука (сейчас оно – на расстоянии менее километра). Находки позволили сделать заключение о наличии трёхслойного поселения: срубной культуры позднего бронзового века, салтовской культуры раннего средневековья и казачьего периода ХVII века. Несколькими месяцами позже сотрудники Новочеркасского музея нашли серебряные монеты-«чешуйки» петровского периода, что позволило точно датировать казачий период: 1695–1698 годы. Толщина верхнего культурного слоя (20–30 см) говорит о том, что жители пребывали в этом месте не менее пятидесяти лет. Отнимем от 1695 года – получим 1645-й (официальная же дата основания города – 1672-й).

Современную карту Токаренко наложил на атлас адмирала Корнелия Крюйса – и предполагаемая точка поселения совпала с отметкой «де штат Семикаракор»! (Учёные В. Н. Королёв и З. А. Витков, занимавшиеся исторической географией, об этом месте не знали). Кстати, в письменных источниках Семикаракорский городок упоминается и в 1593 году. «Но пока эти письменные сведения не подтверждены фактически найденной точкой на местности, – говорит Сергей Фёдорович. – Археологи верят только тому, что можно видеть и держать в руках».

…А началось всё ещё с семейных рассказов. Многое поведал Сергею дед по матери Максим Алексеевич, офицер царской армии, участник Первой мировой и боёв с Махно. Спасаясь от репрессий, в 1928 году он сменил фамилию Тренак (предки – правильнее де Треньяк – проживали на юге Франции, имели свой родовой герб) на украинскую – Григорошенко. Дед по отцу был красноармейцем, тоже вспоминал о своём прошлом... Интерес к истории семьи перерос в страстное увлечение историей России и особенно – родного края. Активная переписка с товарищами по увлечению, дружба с учёными-палеонтологами, участие в их экспедициях – этому отдано почти всё свободное от работы время. А трудовой отпуск, который много лет подряд Сергей Фёдорович берёт в августе, – повод для организации экспедиции по поиску древних стоянок или казачьих городков Нижнего Дона…

На ЗАО «Аксинья» Токаренко – с февраля 1983 года. За эти почти тридцать лет он добился увеличения белизны фаянса, создал новые виды декоративных красителей, новые цвета и оттенки подглазурных красок, внедрил два принципиально новых вида керамических изделий: один – на основе отходов основного производства (что позволило изготовлять более дешёвую продукцию с однократным обжигом), второй – на основе местных легкоплавких глин (для изготовления красноглиняных изделий по образцам старинной казачьей посуды), исследовал местные глины и песок (в результате чего стало возможным частично отказаться от привозного сырья); у него шесть рационализаторских предложений, и много статей по археологии в научных сборниках…

Одну из его работ – популярный очерк о «родословной» семикаракорского фаянса – я и предлагаю вниманию читателей журнала.

Т. И. Кулинич

 

Наши местные глины относятся к аллювиальным суглинкам четвертичного периода. Они пластичны (иначе говорят – «жирные»), в них большое содержание окислов железа, поэтому после обжига (для которого достаточно низкой температуры) они становятся коричневыми или бурыми. Залегают на небольшой глубине, в балках, на срезах обрывов, по берегам рек.

Самой древней нашей керамике семь тысяч лет (V-III тысячелетия до н. э.), её фрагменты встречаются по берегу Дона, иногда на срезах обрывов. Глина занимала в жизни древних людей такое же место, как сегодня пластмасс или металл. Из глины делались не только горшки, но и метательные ядра: их было легче слепить и обжечь, чем вытачивать из камня.

Основным сырьём служила глина донских обрывов. В глиняное тесто добавляли толчёные раковины (которые брали здесь же), чтобы понизить пластичность глины и сделать её удобной для работы. Сосуды вылепливали из готовой массы, формировали на поворотном кругу. После сушки полуфабрикаты обжигали на углублённых кострищах при температуре 500-600 градусов. Обжиг был неравномерным, и поэтому цвет черепка различается от чёрного до ярко-красного. Чёрным черепок оказывался в том случае, если не выгорали органические вещества. Получаемый при более высоких температурах красный, в отличие от пористого и непрочного чёрного, отличался плотностью и твёрдостью.

Особенность этой древней керамики – декоративность. Вся она орнаментирована различным рельефом: вдавливаниями, лентами, полосами, гребенчатым штампом, углублёнными линиями (часть посуды – также изнутри). В композиционном отношении такой орнамент сложен. Для его нанесения использовали различные предметы: птичьи кости, перья, заострённые ветви, зубчатые створки речных моллюсков. Орудие труда или бытовой предмет были одновременно и произведением искусства!

В раннем средневековье (VIII – начало IX в.н. э.) крупный центр изготовления грубой керамики – укреплённое поселение хазарского каганата – располагался на реке Сал, примерно в пяти километрах от нынешнего города. Крепость подчинялась Саркелу, в ней располагался постоянный гарнизон.

В 1974 году археологическая экспедиция Таганрогского краеведческого музея проводила раскопки городища. Обнаружились участки оборонительной стены и башня, часть цитадели и даже грунтовый могильник последних поселенцев. Стены крепости сложены из необожжённого глиняного кирпича-сырца (внешнюю и внутреннюю их поверхность облицовывал несохранившийся панцирь из обожжённых кирпичей, скреплённых известью); возведены на невысоких земляных подсыпках без фундамента; лишь местами в основании – слой обожжённого кирпича; на многих кирпичах – тамги (знаки).

Внутри крепости найдены фрагменты кухонных горшков, парадных лощёных сосудов и тонкостенных рифлёных амфор.

Керамика изготавливалась как на гончарном кругу, так и вылепливалась вручную: на Дону этим преимущественно занималось булгарское население, подчинённое хазарскому каганату.

В средние века производством керамики занималось вначале неказачье, а позже и казачье население Семикаракорской станицы и близлежащих хуторов. Производственный процесс выглядел следующим образом. Глину копали лопатами, удаляли растительный слой, грузили в мешки или на подводы (в зависимости от масштабов производства). На месте глину раскладывали, она вымораживалась, выветривалась, после чего её раскрашивали.

Для изготовления глиняной посуды строили гончарни – домики (до половины в земле), состоявшие из сеней для сушки посуды в летнее время и теплушки, где производились работы. Там же находилась яма, в которую засыпали глину и песок, гончарные станки – один для гончара, другой для челядника (ученика), и полки для сушки посуды зимой.

Сначала готовили замес: в яму сыпали глину, песок, заливали воду, месили. Массу вынимали, раскладывали на полу или на лавках, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки.

Формовали на гончарном круге, который приводился в движение ногами, резали ниткой и ставили сушиться на полки.

Каждый гончар летом делал в день до ста изделий, зимой – половину. Сделав несколько сотен, он складывал их в горн, вырытый в земле, и выжигал. На обжиг требовалось от пяти до восьми возов дров. Лучшими дровами считались вишнёвые.

Часто изготавливались поливная (глазурованная) керамика. Глазурь была свинцовая и из толчёного стекла. Иногда туда добавляли жжёную медную проволоку (чтобы получить зелёный цвет), железную ржавчину (коричневый) и олово (белый).

Чёрную посуду местного производства русские гончары называют «томлёной» или «морёной» керамикой (изделия обжигались в дыму, образованном при сгорании дров или соломы, причём отверстия в горне закрывались). Дымление (или «копчение») также делало посуду водонепроницаемой: поры черепка заполнялись жирной копотью. В целях непроницаемости в обожжённое изделие наливали и молоко: ставили в теплую духовку, постепенно повышая температуру, пока на молоке не образуется оранжевая запёкшаяся корка; поры посуды заполнялись молочным жиром и белком.

Довольно часто встречаются фрагменты средневековой керамики со светлым черепком и росписью железным суриком – орнамент геометрический.

В среднем каждый гончар делал в год до пятнадцати тысяч горшков.

Казаки вначале считали, что этот труд – «не по званию», однако впоследствии оценили выгоду и пользу производства горшков. К началу ХVIII века гончарное дело стало массовым.

Керамической посудой загружали баркасы, шли вниз по Дону, продавали в низовых станицах от 5 до 20 копеек за горшок или меняли на хлеб. Заработок гончара в год составлял 200 рублей.

Глиняная посуда сохраняла свежесть молока и воды; и вода, испаряясь с внешней поверхности горшка, охлаждала содержимое; придавала особый вкус сваренной там пище. Светлая предназначалась для молока, тёмная для пива и кваса, с узким горлышком – для подсолнечного масла, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи. Хотя эти правила и не были строгими.

Формы изделий отличались разнообразием: кубышки – узкогрудые, с широко раздутыми боками, махотки – низкие кувшины с широким горлом («крынки»), макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. В сосудах с ручкой пищу не готовили. А для удобства доставки продуктов работникам полей делали горшки, объединённые ручкой.

Непременным атрибутом казака были курительные трубки – «носогрейки». Изготовленные на Дону существенно отличались от импортных, турецких, широко бытовавших здесь же: простотой форм, удобством, неяркой окраской, незначительным декором или его отсутствием.

В ХIХ веке в гончары здесь работали вплоть до начала 60-х годов. К примеру, гончар Илларион Рыльщиков (дед Ларя) вытягивал на гончарном кругу сосуды ёмкостью до 40 литров: очень высокая квалификация! (черепок получался плотным и хорошо спёкшимся). А потом в станице стали формироваться артели.

Последняя гончарня находилась на южной окраине станицы; потом она вошла в состав Семикаракорского райпромкомбината – ныне ЗАО «Аксинья».

Конечно, во внешнем виде трудно найти сходство нашего художественного фаянса с его дальними «предками». Преемственность существует, скорее, в духовном плане: в настрое, в настроении... И это очень важно: сохраняется отношение к глине не только как к производственному сырью, но и как к материалу для художественного творчества.

ТРУДЫ С. Ф. Токаренко:

Опыт систематизации наградных знаков донского казачьего движения за период 1990-1998 годов // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Ростов н/Д, 2003. Вып. 1. С. 68-75.

Технология изготовления Ракушечноярской керамики : опыт реконструкции // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Новочеркасск, 2004. Вып. 2. 41-48.

Кочевники : опыт хронологии // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Новочеркасск, 2007. Вып. 3. С. 17-27.

Технология изготовления Ракушечноярской керамики. Варианты // Археолог. зап. / Дон. археолог. о-во. Ростов н/Д, 2005. Вып 4. С. 318-321.

Подъёмный материал поселений эпохи бронзы на реке Сал возле г. Семикаракорска // Археолог. зап. / Дон. археолог. о-во. Ростов н/Д, 2007. Вып. 5. С. 200-214.

Новое к археологической карте Семикаракорского района // Археолог. зап / Дон. археолог. о-во. Ростов н/Д, 2009. Вып. 6. С. 257-263.

Технология изготовления кирпичей Семикаракорской крепости : опыт реконструкции // Степи Европы в эпоху средневековья / Ин-т археологии НАН Украины. Донецк, 2009. Т. 7. : Хазарское время. С. 539-541.

источник: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1107



Назад к списку